Платить подано: в центре Казани заработали паркоматы


К 11:00 муниципальными парковками воспользовались первые 100 автовладельцев. Сегодня с 7 утра промоутеры начали знакомить водителей со включившейся в работу системой платных казанских парковок. К подъезжающим подходит молодежь в салатовых маечках и шапочках, вручает буклетики и при желании провожает к ближайшему паркомату. Многие водители, узнав о платности парковки, с руганью и визгом шин разворачивались и уезжали, не дослушав, что штрафовать их пока никто не собирается. Впрочем, есть и те, для кого совесть — лучший контролер.

«ПЛАТНАЯ? ДА НУ НА ФИГ!»

Сегодня в Казани заработала система платной парковки «Казанский паркинг». На центральных улицах города и в зонах, где припарковаться отныне будет возможно только за деньги, водителей с 7 утра поджидали консультанты в салатовых майках и шапочках, объяснявшие и условия проекта, и как пользоваться паркоматом. Корреспондент «БИЗНЕС Online», припарковавшись на улице Дзержинского и не заметив там консультантов, прогулялся до НКЦ «Казань» — здесь было с кем пообщаться.

По словам консультанта, с раннего утра было много водителей, которые, узнав о том, что парковка теперь обойдется в 50 рублей за час, уезжали, так и не услышав часть информации, касающуюся штрафных санкций. А это, к слову, 2,5 тыс. рублей, но только после того, как Госсовет одобрит соответствующий закон (ожидается, что письма счастья начнут приходить в марте-апреле). Услыхав, что платить подано, водители ругались («да ну на фиг» — самое мягкое, что неслось из полуоткрытых окон). И, не жалея шипов, с юзом и нервами разворачивались восвояси, призывая кару на головы чиновников. А готовые заплатить автовладельцы со вздохом облегчения оставляли машины, услышав, что штрафовать пока никого не будут.«За парковку заплатил только один человек, остальные подходили, интересовались, — поделился опытом двухчасовой работы студент Илья Муратов. — А дальше я давал им буклет, говорил о том, что штрафы будут вводиться с 1 апреля, и они уходили».

«А как можно расплатиться? Что сделать? — интересовался у консультанта деловитый мужчина в черной куртке, параллельно разговаривая по телефону с товарищем. — Ну все, готовь деньги, теперь за парковку платить надо будет. Так сейчас, получается, и платить не надо?» — усмехнулся он и ушел, услышав уточнение более осведомленного водителя о дате введения штрафов.

Впрочем, знающих о том, что штрафовать начнут только с апреля, было не так много. Обычно забитая под завязку площадь перед НКЦ сегодня была полупустой. Не было целого ряда автомобилей, которые обычно оставляют непосредственно перед зданием национально-культурного центра. В проездах между рядами, где обычно стихийно создавалась дополнительная колонна из припаркованных друг за другом машин, хозяева которых так и не нашли свободных мест, сегодня не было никого.

КОНСУЛЬТАНТЫ БУДУТ РАБОТАТЬ ДО АПРЕЛЯ С 7 ДО 16 ЧАСОВ

Всем желающим консультант раздавал буклеты, в которых подробно описаны условия парковки и правила пользования паркоматом. Оплату парковки необходимо проводить сразу — авансом. Для этого можно использовать банковскую карту (наличка в общении с паркоматом не предусмотрена — прим. авт.), приложение для мобильных телефонов или SMS-сообщение, в котором нужно указать номер машины, номер зоны действия и время, на которое оставляется машина. Табличка с информацией установлена и над самими паркоматами.

Чуть лучше дела оказались у консультантов на улице Театральной. Две молодые девушки сообщили, что к 9:30 паркоматом воспользовались 7 человек.

Тестовый режим работы парковочной системы в Казани будет действовать до начала апреля — к тому времени в Госсовете определятся со штрафными санкциями. Все это время — с 7 до 16 часов — в зонах платных парковок будут работать консультанты, которые объяснят, как пользоваться паркоматами.

ЦЕНА НЕКОМФОРТНАЯ — ДЛЯ ЭКОНОМИИ ПАРКОВОЧНОГО ВРЕМЕНИ

Цель введения платных парковок — обеспечить наличие в историческом центре гарантированно свободных мест, куда можно поставить машину. Об этом в интервью рассказал председатель комитета по транспорту казанского исполкома Айдар Абдулхаков. Из ежедневно въезжающих в центр Казани 60 тыс. автомобилей большинство стоят во дворах, гаражах, паркингах, но примерно 2,5 тыс. машин находят место на улицах — вот их-то и коснутся парковочные нововведения. Платными в центре объявлены 27 участков городских улиц вместимостью 1240 машино-мест, то есть 2% от гидры транспортного потока, остающегося в центре города.

Стоимость парковки — 50 рублей в час. Цена установлена исходя из необходимости обеспечить высокую оборачиваемость машин на этих стоянках: ставить машину на этот паркинг на целый день просто должно быть накладно. Полтинник, по опросам автомобилистов и расчетам экспертов, цена некомфортная — она призвана стимулировать к экономии парковочного времени. Но и ее могут поменять: как только загруженность платных улиц вырастет до 85%, цена может вырасти.

«Смысл в том, чтобы, приехав к кому-то на важную встречу, вы не кружили в поисках свободного места, — объяснил Абдулхаков. — Согласитесь, спокойнее знать, что пусть за деньги, но ты всегда сможешь припарковаться. А если сделать эти места бесплатными или дешевыми, они будут уже с утра полностью забиты машинами».

Льготы в Казани предусмотрели только для инвалидов: для этого им необходимо побывать в комитете по транспорту исполкома и сообщить номер автомобиля. А вот жителям домов в центре никаких скидок не будет: власти объясняют это тем, что, согласно расчетам, парковочных мест для них хватит и во дворах...

ПРИМЕР МОСКВЫ: СТОЛИЦА ПОЕХАЛА БЫСТРЕЕ КАЗАНИ

Сеть муниципальных паркингов создавалась по образу и подобию Москвы, где с 2012 года платными стали 44 тыс. машино-мест. Московский опыт, свидетельствует: если до введения платы за парковку среднее время стоянки машины в центре было 6 часов, то теперь — 1,5. Люди стали пользоваться парковочным местом, приезжая в центр по делам, а не как бесхозным местом для стоянки машин. И если раньше недовольных новшеством была масса (хотя куковать в 10-балльных пробках можно было часами), теперь введением платных парковок довольны 70 - 80% москвичей.

И это неудивительно: город поехал. Средняя скорость движения в столице РФ выросла на 12% — до 25 км/ч (в Казани сейчас средняя скорость — 24 км/ч). Кроме того, сокращение потока машин привело к снижению аварийности — количество ДТП в центре Москвы снизилось на 65%. Параллельно на 30% увеличилась загрузка общественного транспорта. За счет парковочных платежей, штрафов и сборов за эвакуацию за 3 года московская казна пополнилась на 2,45 млрд. рублей, которые пошли на благоустройство города.

Штраф для нарушителей парковки — 2,5 тыс. рублей, сумма плюсуется ежесуточно, если автовладелец так и не убрал машину. Патрули с мобильными комплексами фиксации курсируют с интервалом в 15 минут, это время стоянки бесплатное. В Казани планируются три спецмашины с такими комплексами. Кроме того, есть в Москве и пешие инспекторы — они работают по машинам с закрытыми номерами. Каким будет штат пеших инспекторов в Казани, пока неизвестно.

Напомним, что режим платной парковки вводится на территории, ограниченной улицами Татарстан, Пушкина, набережной реки Казанки, улицей Батурина, Кремлевской набережной, улицей Саид-Галеева, улицей Нариманова. С инициативой ограничить парковку выступили республиканские власти.

Госсовет РТ принял законопроект о штрафах за неуплату стоянки на муниципальных парковка в первом чтении, однако предложенный размер платы, а также санкций вызвал дискуссию среди депутатов. Коммунисты успели уже даже предложить проведение референдума — эксперты, впрочем, полагают, что защищать автолюбителей представители КПРФ взялись из популистских соображений.

К 11 часам, когда городские власти прокомментировали «обучающий проект» для водителей, плату за парковку внесли около 100 человек. Об этом журналистам рассказал сам идеолог проектаАйдар Абдулхаков. Хотя штрафов пока и нет, совесть, по его мнению, лучший контролер.

Дмитрий Катаргин, Ильдар Нигматуллин

фото: Юлиана Семенова, Ильдар Нигматуллин

Войти