Новые поправки в законодательстве разрешают обществам с ограниченной ответственностью действовать на основании типового устава, разработанного уполномоченным госорганом. 29 июня, Президент РФ подписал два федеральных закона, которые вносят изменения в Гражданский кодекс, в закон о госрегистрации юридических лиц и предпринимателей, а также в федеральные законы, регулирующие деятельность хозяйственных обществ.
Типовые уставы
Как известно, устав — это учредительный документ, на основании которого ООО осуществляют свою деятельность. Основным учредительным документом акционерного общества также является устав.
В настоящее время типовые уставы можно использовать при госрегистрации вновь создаваемых юридических лиц. Однако осуществлять деятельность организации вправе только на основании уставов, утвержденных учредителями. Один из комментируемых законов меняет эту ситуацию для ООО. Такие организации смогут действовать на основании типовых уставов, не требующих специального утверждения со стороны участников общества.
Отметим, что акционерные общества применять типовые уставы в своей деятельности не смогут. Для этого необходимо будет внести соответствующие изменения в Закон об АО.
Что такое типовой устав
Законодательство содержит определенный перечень информации, которая должна быть отражена в уставе, утвержденном учредителями ООО. В частности, в уставе нужно прописать права и обязанности участников, сведения о составе и компетенции органов управления ООО, о порядке и последствиях выхода участника из общества, о порядке перехода доли к другому лицу, о порядке хранения документов общества и представления их заинтересованным лицам и другие сведения. Это значит, что разработчик устава должен обладать определенными знаниями и навыками, чтобы составить учредительный документ с учетом всех предъявляемых к нему требований. При этом далеко не у всех учредителей ООО при внесении в устав указанных сведений возникает необходимость прописывать какие-то особенности, характерные только для их организации.
Законодатели, видимо, признали этот факт и установили, что ООО смогут действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным госорганом. Скорее всего, таким госорганом станет ФНС России.
Пока форма типового устава не утверждена. Однако уже сейчас известно, что принятая уполномоченным госорганом форма типового устава будет размещена на сайте ФНС России. Распечатывать типовой устав и представлять его в налоговую инспекцию не потребуется.
Из пояснительной записки к законопроекту«Для целей регистрации юридического лица не потребуется представлять типовой устав в регистрирующий орган ни в бумажной форме, ни в форме электронного документа, что будет способствовать сокращению затрат как предпринимателей, так и регистрирующего органа (хранение, выдача удостоверенных экземпляров устава)».
Содержание типового устава
Перечень сведений, которые должны содержаться в типовом уставе, перечислен в новом пункте 2.1 статьи 12 Закона об ООО. Однако этот список является открытым, поскольку в уставе могут быть указаны и иные сведения, не противоречащие Закону об ООО и иным федеральным законам. Поскольку форма типового устава еще не утверждена, нельзя рассказать о том, какие именно сведения будут в нее включены.
Так, например, не известно, внесут ли разработчики в типовой устав положение о том, что ООО имеет печать. Заметим, что если эта норма будет прописана в типовом уставе, то общество, применяющее такой устав, будет обязано проставлять печать на своих документах.
Вместе с тем, очевидно, что типовой устав не будет содержать «персональные» данные общества с ограниченной ответственностью. Речь идет о наименовании организации, месте ее нахождения и о размере уставного капитала. Согласно комментируемому закону, данные сведения будут указываться в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Переход на типовой устав
Законодатели предусмотрели, что ООО смогут выбирать, на основании какого учредительного документа осуществлять деятельность — типового устава, размещенного на сайте ФНС России, или устава, утвержденного учредителями.
Для вновь создаваемых организаций (в том числе, путем реорганизации) вопрос о выборе устава нужно решить на этапе создания. Если учредители сочтут, что организация будет действовать на основании типового устава, то они должны сообщить об этом в решении об учреждении ООО и в заявлении о госрегистрации.
Действующие ООО смогут перейти на типовые уставы в любой момент. Для этого потребуется направить в налоговую инспекцию два документа: решение участников о переходе на типовой устав и заявление о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ. Заметим, что обратный переход — с типового устава на устав, утвержденный учредителями, — также возможен в любой момент.
Последствия перехода на типовой устав
Если ООО примет решение действовать на основании типового устава, то в дальнейшем организации будет проще менять сведения о своем наименовании, месте нахождения и размере уставного капитала. Ведь для этого потребуется представить только заявление о внесении изменений в сведения о юрлице, которые содержатся в ЕГРЮЛ.
Если же ООО будет применять устав, утвержденный учредителями, то изменения, внесенные в устав, придется регистрировать. А эта процедура более сложная. Для госрегистрации таких изменений нужно подать документы, перечисленные в пункте 1 статьи 17 Закона № 129-ФЗ, и заплатить госпошлину.
Представление устава заинтересованным лицам
На практике может возникнуть необходимость предъявить устав третьим лицам (например, контрагентам, суду, участникам общества или аудитору). Как можно будет представить типовой устав, размещенный на сайте ФНС России? Законодатели предусмотрели, что в таких случаях достаточно будет уведомить, что ООО действует на основании типового устава. Заинтересованные лица смогут бесплатно ознакомиться с типовым уставом на сайте ФНС России.
Кроме этого, информация о том, что ООО действует на основании типового устава, будет содержаться в ЕГРЮЛ.
Из пояснительной записки к законопроектуПри использовании типовых уставов учредителям юридических лиц не потребуется квалифицированная правовая помощь для составления устава, контрагенты юридических лиц смогут сократить время на проверку учредительных документов, а регистрирующий орган может не проверять соответствие устава законодательству.