Три дня обсуждения антикризисного плана в правительстве существенно поменяли его направления. Президенту Владимиру Путину сегодня будут представлены предложения увеличить социальные расходы, дать Белому дому право почти произвольно сокращать другие траты бюджета и создать "банк плохих долгов". Большая часть новаций, в том числе нулевой НДС при импорте комплектующих и изменения в пенсионной системе, отброшены. План в этой версии выглядит как анонс движения Кремля и Белого дома в сторону будущих проинфляционных решений.
Совещание правительства с президентом по экономическим вопросам назначено на 21 января — премьер-министр Дмитрий Медведев представит на нем Владимиру Путину финальную версию "Плана обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году". Минэкономики вчера завершило разработку проекта документа и передало его в аппарат правительства, изменения в нем до утра мог вносить курирующий тему первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Три дня детального обсуждения текста довольно сильно поменяли его содержание: хотя число пунктов в проекте выросло с 60 до 101, значительная часть идей Минэкономики и других ведомств из него выпали. К тому же существенно переработан "банковский" раздел (см. стр. 7) — изменился сам подход к макроэкономической схеме ответа на резкое сокращение нефтяных доходов. Теперь это стимулирование кредитования госсектора и "банк плохих долгов" для безнадежных кредитов корпоративному сектору, утверждено и выделение 300 млрд руб. из Фонда национального благосостояния ВЭБу на санацию системообразующих предприятий.
Пока главная фактическая потеря плана — инициатива по отмене импортного НДС для сырья и комплектующих. Ранее из проекта также выпали связанные с ней идеи ускоренного развития особых экономических зон (ОЭЗ), в финальной версии документа нет также продолжения торга с госмонополиями по тарифной политике. "Дерегуляционный" блок инициатив Минэкономики, планы поддержки малого бизнеса и экспорта среднего бизнеса, часть отраслевых инициатив, напротив, сохранены.
Главное новшество плана — официальное предоставление Белому дому менять действующий бюджет на 2015 год прямым изменением текстов госпрограмм. Напомним, правом десятипроцентного сокращения лимитов бюджетных ассигнований Минфин уже пользуется (это право дали ему на первое полугодие 2015 года принятые осенью 2014-го поправки в Бюджетный кодекс и соответствующие постановления правительства). Прямых указаний на масштабы реального сокращения стоимости госпрограмм в проекте плана нет, впрочем, предлагается ограничить выплаты аванса по госконтрактам на 2015 год 80% его стоимости — это выглядит как подготовка к сокращению ряда расходов госпрограмм на 20%. При этом Минфин настоял на том, чтобы уже в ближайшие недели правительство рассмотрело его основную инициативу — бюджет на 2016-2017 годы должен также балансироваться "с учетом прогнозируемых темпов роста экономики и динамики цен на энергоносители, а также целевого значения цены на нефть, обеспечивающей сбалансированность федерального бюджета в соответствующем году".
Наконец, из финальной версии плана вычеркнуты все предложения по новациям в пенсионной сфере — ни одно из ранее прозвучавших предложений (заморозка накопительного компонента, повышение пенсионного возраста и отказ от выплат части пенсии работающим пенсионерам) в тексте нет. Зато подтверждена идея предоставить Пенсионному фонду дополнительный трансферт в 147,5 млрд руб. на повышение пенсий в случае, если индекс потребительских цен "превысит 6%" — вероятность того, что эти деньги не будут востребованы, близка к нулю. Проект теперь не содержит и идеи замораживания зарплат в госмонополиях в 2015 году, резервируемые на борьбу регионов с безработицей средства предлагается увеличить до 82,6 млрд руб., более 100 млрд руб., видимо, будут выделены в 2015 году в виде матподдержки получателей материнского капитала. Наконец, уверенность правительства в том, что в 2015 году у него будут средства на рост социальных расходов, подтверждается и наличием в последней версии плана еще 50 млрд руб. аграриям "для нивелирования конъюнктурных и природно-климатических рисков".
Вопросы изменения денежно-кредитной политики (которые могли бы объяснить, как Белый дом собирается финансировать растущие расходы без роста госдолга) план Минэкономики больше обсуждать не предлагает. В любом случае реализовать эту версию документа Белому дому будет существенно проще при смягчении жесткого антиинфляционного курса Банка России, который гораздо лучше соответствовал предыдущим версиям проекта Минэкономики. При этом текущая версия требует крайне быстрых решений в этой сфере: три четверти пунктов предлагается реализовать до 27 февраля 2015 года.
Дмитрий Бутрин, Денис Скоробогатько, Анастасия Мануйлова