Бизнес-миссия Казань – Астана: чем Татарстан лучше Китая?


 
 
 4184

Сегодня в Доме правительства министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов подвел итоги визита делегации республики в Казахстан. Сотрудничество планируется развивать по различным сферам: Казахстан разместит у себя завод по восстановлению протекторов, приобретет корабли производства завода им. Горького и выпустит почти 1,5 тыс. грузовиков на совместном с КАМАЗом предприятии. Астана заинтересована в увеличении глубины переработки нефти, поэтому и тут Татарстану есть что предложить. Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», считают, что Россия и Казахстан в экономическом смысле сейчас являются почти тождественными государствами.

УВЕЛИЧИТЬ ТОВАРООБОРОТ: НА ТРЕТЬ ИЛИ В ТРИ РАЗА?

Татарстан и Казахстан, несмотря на «экономические трудности», планируют удержать существующий между республиками товарооборот в миллиард долларов. Об этом сегодня в Доме правительства на брифинге по итогам визита делегации РТ в Астану заявил министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов.

Планов по увеличению взаимной торговли он не раскрыл. В 2008 году, когда в Казани состоялся форум руководителей приграничных регионов Казахстана и России, товарооборот между двумя республиками составлял $700 млн., и тогда говорилось о возможном увеличении этого показателя в три раза к 2011 году. Удалось увеличить лишь на треть, и теперь главное, судя по словам министра, не потерять наработанное. Сегодня Зарипов пояснил, по каким направлениям будет строиться сотрудничество. Главным образом речь идет о нефтехимии и машиностроении.

Напомним, двухдневный визит татарстанской делегации начался 19 сентября с открытия в Астане бизнес-форума, в котором приняли участие около 30 компаний из РТ и 80 компаний из Казахстана. Крупный бизнес представляли гендиректор ОАО «Татнефть» Наиль Маганов, гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, руководитель ОАО «Ак Барс Холдинг» Иван Егорови другие. Затем в тот же день президент Татарстана Рустам Минниханов дал старт дням Татарстана в Казахстане и провел ряд встреч.

Как сообщил Зарипов, в Астане рассматривалась возможность участия нефтяников Татарстана в разработке и капитальном ремонте скважин казахстанских месторождений. Кроме того, Казахстан добывает около 80 млн. т нефти в год, из которых 68 млн. идет на экспорт, остальное — на переработку. «У них есть планы по дальнейшему увеличению глубины переработки своих углеводородных ресурсов», — рассказал Зарипов. На днях он заявлял казахстанским СМИ, что в Татарстане поставлена аналогичная задача: максимально перерабатывать объемы производимой нефти — до 21 млн. т из добываемых 32 миллионов. Сейчас перерабатывается 14 млн. тонн. «В прошлом году был построен нефтехимический комплекс, на котором уровень переработки тяжелой сернистой нефти доходит до 97 процентов. Практически мы уходим от мазута», — сказал министр. Также казахстанские СМИ сообщали о готовности Татарстана участвовать в строительстве нефтеперерабатывающего завода, у республики есть «и подготовленные специалисты, и проекты».

В казахстанском рынке сегодня заинтересованы «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез». «Казахстан интересуют поставки светлых нефтепродуктов, полимеров для производства труб для ЖКХ, полиэтилена, полипропилена», — перечислил Зарипов.

Впрочем, тут не все гладко. Как писала газета «БИЗНЕС Online» накануне визита в Казахстан, местные парламентарии обратились к премьер-министру страны Кариму Масимову с просьбой повлиять на ситуацию, сложившуюся в результате действий поставщика полиэтиленового сырья «Казаньоргсинтеза». В своем депутатском запросе они высказывают озабоченность тем, что действия предприятия из Казани делают продукцию местных производителей труб неконкурентоспособной, и просят изменить правила игры в рамках Таможенного союза. В разговоре с «БИЗНЕС Online» авторы запроса заявили, что «Казаньоргсинтез» дает сырье, «в каком хочет объеме, когда хочет дает, по какой цене хочет»...

 КАЗАХСТАН НАМЕРЕН КУПИТЬ В ТАТАРСТАНЕ «ТОРНАДО»

Что касается машиностроения, то КАМАЗ планирует в этом году продать на местном рынке около 4 тыс. грузовиков и еще около 1,5 тыс. собрать непосредственно в Казахстане на совместном предприятии, рассказал министр.

Планирует увеличить свое присутствие и чистопольская компания «Бетар», которая сейчас занимает 70% рынка по своим видам продукции, рассказал министр. «Хорошо работает» на казахстанском рынке ПОЗиС, а Зеленодольский завод им. Горького подписал с управлением главнокомандующего Военно-морских сил Вооруженных Сил Республики Казахстан меморандум о сотрудничестве в военно-технической сфере.

Переговоры с Казахстаном газете «БИЗНЕС Online» прокомментировал генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов: «Перспективы сотрудничества с Казахстаном очень хорошие. Были проведены переговоры, завод презентовал свои материалы. С казахстанской стороны был большой интерес. В октябре казахстанская делегация посетит наш завод, на основании этого посещения будет приниматься решение о контрактах».

От обсуждения подробностей Мистахов уклонился, но, как стало известно «БИЗНЕС Online», речь идет о строительстве для Казахстана трех боевых кораблей проекта 21632 «Торнадо». «Казахстану нужны три «Торнадо», — рассказал источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли. — Поставки предположительно будут в 2017 - 2019 годах. Казахстанская сторона планирует направить заявку на корабли в октябре».

Согласно данным известного ВПК-портала militaryrussia, «Торнадо» — корвет класса «река-море», экспортная версия малого артиллерийского корабля проекта 21630. На этих кораблях предполагается установка систем вооружений в экспортном исполнении, возможны вариации по системам вооружений под конкретного заказчика.

Проект 21632 (корабль спроектирован в ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро») предлагается в нескольких вариантах: артиллерийского и ракетного корабля. Какой из них выберет Казахстан, пока неясно.

 ШИННИКИ СОЗДАДУТ В КАЗАХСТАНЕ ПРОИЗВОДСТВО, ФЕРМЕРЫ ПОСТАВЯТ КОРОВ

Соглашения о сотрудничестве также были подписаны между минпромом РТ, национальным агентством по экспорту и инвестициям «Казахинвест» и между татарстанской и казахстанской академиями наук.

«Мы посетили особую экономическую зону «Астана», где приятно было увидеть наших шинников из Нижнекамска, которые неплохо продают свою продукцию и вторым этапом планируют развивать восстановление использованных шин», — продолжил Зарипов. Как пояснил источник «БИЗНЕС Online» в ТД КАМА, под первым этапом подразумевается строительство и запуск завода по производству грузовых шин ЦМК, который уже функционирует в Нижнекамске. А под вторым — строительство в Нижнекамске завода по восстановлению грузовых шин, а также создание локальных производств по восстановлению протекторов. Предполагается, что собственный завод должен закрывать потребности близлежащих регионов, а региональные заводы по восстановлению протекторов должны быть созданы на удаленных территориях и подчиняться дилерам или дочерним предприятиям компании, в том числе и в Казахстане. Казахстан по объему отгружаемой продукции шин КАМА занимает среди рынков стран СНГ, после того что случилось на Украине, первое место.

По его словам, на следующий год запланирован визит в Татарстан бизнес-кругов Казахстана, во время которого более конкретно будут рассматриваться различные проекты.

Создание сайтов

Войти