Госдума утвердила антиофшорные поправки в Налоговый кодекс


 
 
 4317

Бизнесмен, имеющий бизнес за рубежом, будет обязан платить налоги в России, а если попытается скрыть доход в офшоре, заплатит штраф не менее 100 тыс. руб. Соответствующий закон Госдума утвердила во вторник. Впрочем, лазеек для обхода антиофшорного законодательства более чем предостаточно, уверены эксперты. Во вторник Госдума сразу во втором и третьем чтении приняла поправки в Налоговый кодекс, направленные на борьбу с офшорами. Закон вводит несколько новых понятий, основное из которых – «контролирующее лицо». Под это определение подпадают бизнесмены, единолично владеющие более 25% иностранной компании.

Если предприниматель владеет иностранной компанией вместе с супругой и несовершеннолетними детьми и их совместная доля более 50%, то предприниматель также считается «контролирующим лицом».

Донеси на себя сам

Контролируемой иностранной компанией будет признаваться зарубежная структура, которая не платит налоги в России, но при этом контролирующие ее лица — налоговые резиденты России.

«Иностранная организация также признается резидентом России, если управление ею осуществляется из России», — пояснил на пленарном заседании Госдумы автор поправок — глава думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Такие иностранные структуры, как партнерства, фонды, трасты будут также считаться контролируемой иностранной организацией. Не причисляются к этой категории НКО и иные организации, которые не распределяют прибыль.

Предприниматели могут добровольно признать себя контролирующими лицами и уведомить об этом налоговый орган, указав доли участия и конечного бенефициара, уточнил Макаров.

Для тех, кто решит оставить свои доходы полностью или хотя бы частично в офшоре, предусмотрен штраф: 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 100 тыс. рублей.

«За непредставление сведений о себе, как контролирующем лице или контролируемой иностранной компании — штраф 100 тыс. рублей по каждой кампании. Кроме того, сохраняется уже существующая в Уголовном кодексе уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов», — добавил Макаров.

Госдума почти единогласно поддержала законопроект. И даже решила сократить переходный период. Закон будет вводиться поэтапно, начиная с 1 января 2015 года. При этом первые добровольные уведомления о владении бизнесом за рубежом должны быть представлены в налоговые органы России до 1 апреля 2015 года.

До 2017 года контролирующими лицами будут признаваться владеющие 50% иностранной компании, после 2017 года хэта планка понизится до 25%.

Впрочем, ответственность за неуплату налогов по этому закону до 2017 года применяться не будет. Как и уголовная ответственность, если ущерб государству будет возмещен в полном объеме.

Активизировать борьбу с уклонением от налогов и вывода прибыли в офшоры призвал Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре 2013 года. «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда», — заявил тогда президент. Компании, которые работают в России, но зарегистрированы в иностранной юрисдикции, не должны пользоваться мерами господдержки, получать кредиты от институтов развития и исполнять госконтракты, добавил Путин.

Тогда же Экспертное управление администрации президента, возглавляемое тогда Ксенией Юдаевой (сейчас – первый зампред ЦБ), подготовило концепцию деофшоризации экономики. Документ «Повышение привлекательности российской юрисдикции для ведения бизнеса» предусматривал либерализацию корпоративного права, реорганизацию работы арбитражной судебной системы, усиление защиты прав наследования и комплекс стимулирующих налоговых мер.

Власти, впрочем, не всегда были последовательны в деле легализации доходов. В прошлом году премьер Дмитрий Медведев предложил рассмотреть возможность формирования в России собственной офшорной зоны — на Дальнем Востоке, на Курилах. Российский офшор премьер рассматривал в качестве альтернативы популярному у российских олигархов Кипру. «Думаем, что это шутка», — прокомментировал тогда источник «Газеты.Ru» в Минфине.

Лазейки остались

Вывоз капитала за рубеж по сомнительным схемам в 2012 году составил, по данным ЦБ, $39 млрд. В 2013-м – более $25 млрд. Для нелегального вывода доходов в офшоры бизнес приспособил пространство Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. По оценкам ЦБ, в 2012–2013 годах из России через ТС было выведено $47 млрд.

Российский бизнес считает, что инвестировать в Россию из налоговых гаваней удобнее и безопаснее. По объему накопленных иностранных инвестиций в экономике России лидируют Нидерланды, на втором месте Кипр, на третьем Люксембург. Всего в списке стран-офшоров, отмеченных российским Минфином, 41 страна. Из «черного списка» офшоров в прошлом году был исключен только Кипр.

Создание сайтов

Войти