Налоговые платежи, зависшие в проблемных банках Татарстана засчитают уплаченными


Налоги, зависшие в ТФБ

Власти Татарстана договорились с местным управлением ФНС, отделением Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС) о том, что налоги и взносы, проведенные через проблемные Татфондбанк и Интехбанк, будут считаться уплаченными в «комиссионном порядке», пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на уполномоченного при президенте Татарстана по защите прав предпринимателей Тимура Нагуманова.

По его словам, все предприниматели и компании, которые подадут в налоговую инспекцию заявление о зачислении платежей, будут приглашены на специальную комиссию, которая решит, можно ли считать их добросовестными налогоплательщиками. В какой бюджет должны были зачисляться налоги — республиканский или федеральный — значения не имеет, равно как и то, выступала ли компания в виде налогоплательщика или налогового агента (по НДФЛ).

В ПФР и ФСС газете сообщили, что вопрос уплаты платежей относится к компетенции налоговиков. В ФНС на запрос издания не ответили.

Как отмечает «Коммерсантъ», по российскому законодательству налог или взнос во внебюджетный фонд считается уплаченным с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии необходимого количества средств на расчетном счете плательщика. В 2001 году Конституционный суд поднимал вопрос о добросовестности перечисляющего в бюджет с учетом обстоятельств, при которых компания знала или могла знать о проблемах банка и при этом проводила платежи через него. С 2014 года при уплате налогов через проблемные банки компании приглашались налоговиками на специальные комиссии, где и решался вопрос добросовестности.

На уровень целого региона вопрос о добросовестности налогоплательщиков вышел впервые, сообщает газета. По словам партнера Taxology Алексея Артюха, обычно комиссии являются единичными, индивидуальными случаями, которые часто заканчиваются судами компаний с инспекциями ФНС. В отношении платежей внебюджетных фондов отработанной процедуры комиссионных зачетов не существует. Это первый случай в практике ПРФ, говорит Нагуманов.

По данным издания, доказать добросовестность клиентам будет непросто. Проблемы с платежами у Татфондбанка и Интехбанка появились в начале декабря прошлого года, а 15 и 23 декабря соответственно в них были введены временные администрации АСВ. Клиенты банка могли узнать о проблемах в начале декабря из СМИ, отмечает «Коммерсантъ». По словам, управляющего партнера «Ренессанс-Lex» Георгия Хурошвили, есть немало споров, где суды обращают особое внимание на тот факт, мог ли знать налогоплательщик о проблемах банка. Кроме того, признание комиссией клиента добросовестным не является гарантией, что в будущем к нему не будет претензий.

В Татарстане рассчитывают, что инициатива будет использована в будущем и случаях банкротств других банков. Как отметил Нагуманов, «законодательство, регламенты, инструкции органов власти, их логика действий и трактовка нормативной базы не предусматривают «плана Б» на случай банковских кризисов», поэтому «нужен пакет «антикризисных сценариев», которые направлены на защиту интересов предпринимателей в чрезвычайных ситуациях с банками». В этой связи инициировано создание специальной проектной группы при президенте Татарстана, которая может предложить, в частности, предоставление отсрочки или рассрочки по налогам предпринимателям, подпавшим под действие банковских мораториев.

Источники «Коммерсанта» говорят, что вопрос об этом может быть поднят на запланированной встрече экс-президента Татарстана Минтимера Шаймиева с Владимиром Путиным.

Войти