Национальный банк Татарстана реорганизован в отделение Волго-Вятского главного управления ЦБ РФ с головным офисом в Нижнем Новгороде. Таким образом, регулятор 22 татарстанских банков, формально сохраняя свои функции, фактически утрачивает долю независимости. По некоторым данным, его бессменный глава за последние 20 лет Евгений Богачев собирается покинуть свой пост. Местные банкиры разошлись в оценке последствий реорганизации Нацбанка, и есть мнение, что нижегородский офис не сможет столь качественно сохранять уникальный банковский сектор республики.
Расчетно-кассовый центр татарстанского Нацбанка по приказу Центробанка России от 24 июня 2014 года ликвидируется. Сам Нацбанк становится отделением Волго-Вятского управления, куда входит еще 9 поволжских регионов, в том числе Удмуртия, Башкирия, Нижегородская, Оренбургская и Саратовская области. При этом Национальный банк сохранит свое название, но формально будет подчиняться нижегородскому головному отделению, главой которого еще в июне был назначен выходец из Москвы Алексей Плякин.
Реорганизация Центробанка проходит по инициативе руководителя Банка России Эльвиры Набиуллиной, которая еще в августе 2013 года подписала соответствующий документ «в целях совершенствования системы управления территориальной сетью, повышения качества и скорости принятия управленческих решений, а также сокращения расходов Банка России на развитие сети территориальных учреждений». На сайте Центробанка до сих пор нет списка филиалов Волго-Вятского управления, а 11 Национальных банков страны стоят в общем перечне особняком.
Анонимный собеседник РБК-Татарстан в одном из татарстанских министерств рассказал, что глава Нацбанка Татарстана - 73-летний Евгений Богачев собирается покинуть пост после этой реформы. Сам Евгений Богачев в беседе с РБК-Татарстан комментировать это не стал. "Приказа нет, поэтому комментировать некорректно. С 1 октября я официально председателем Нацбанка не буду, потому что самого Нацбанка не будет. А приказ (об уходе) будет - значит, ухожу", - сказал он. Последствия реорганизации он тоже комментировать отказался.
На местном банковском рынке ситуацию воспринимают неоднозначно. Так, основатель и первый председатель правления "Банк Казанский", годом ранее перешедший под контроль московского банка "Рост", Тахир Гайнутдинов считает, что реорганизация регулятора отразится на рынке негативно. "У Нижнего Новгорода банковская система гораздо слабее, чем в Татарстане. И в принципе это бьет даже по самолюбию - как это так, они центр, а Татарстан - отделение, - сказал он РБК-Татарстан. - Это будет серьезный пресс на местные коммерческие банки. Нижнему Новгороду будет наплевать на нужды банков в Казани, они просто всех "подровняют". Я думаю, где-то через два-три года от существующих некоммерческих банков останется в лучшем случае половина. Остальные будут закрыты по причине несоответствия нормативам и другим причинам".
Гайнутдинов считает, что благодаря Нацбанку в Татарстане была создана уникальная банковская система: "Нет практически ни одного региона в Российской Федерации, где руководитель смог создать разветвленную банковскую систему коммерческих банков, а у нас ведь они живые. Даже по Поволжью наша банковская система самая мощная". По его словам, сохранять местный рынок необходимо: "Региональные банки надо сохранять, они уникальны в регионах. Их филиалы московских банков не в состоянии заменить".
В свою очередь, глава татарстанского отделения Сбербанка Рушан Сахбиев, который "отчитывается перед Нацбанком по ряду позиций", никаких кардинальных изменений не ожидает. "На мой взгляд, коренных ломок не будет, потому что функция Нацбанка больше контрольная, нежели развивающая. Нацбанк Татарстана начинал как орган, который прикладывал большие усилия для развития местной банковской системы, а в последнее время его функции сместились в сторону контроля, - объяснил он РБК-Татарстан. - Возможно, какие-то консолидации очередные на рынке произойдут. Но правила единые что в Нижнем Новгороде, что в Татарстане, и все этим требованиям подчиняются".
Национальный банк регулирует работу 22 татарстанских банков. На их долю приходится половина собственных средств всех средств банков ПФО, говорил зампредседателя Нацбанка РТ Геннадий Шаров в начале года. Три татарстанских банка - "Ак Барс банк", "Татфондбанк" и "Аверс" входят в 25 крупнейших банков России, чей уставной капитал превышает 10 млрд рублей. Помимо 22 татарстанских, в регионе работают 18 филиалов кредитных организаций из других регионов России.
Елена Иванова