В Нижнекамск привезли ключевой элемент проекта по переработке нефтяных остатков, в который таифовцы вкладывают $1,8 миллиарда. Сегодня в грузовом порту под Нижнекамском должна начаться уникальная по своей сложности выгрузка на берег изготовленного в Индии гигантского 40-метрового реактора гидрокрекинга — самой большой и тяжелой составной части будущего комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефти ТАИФ-НК. Эта перевозка из Санкт-Петербурга в Нижнекамск станет мировым рекордом: предметы столь внушительных габаритов и веса — почти 1,4 тыс. т — до этого никогда не переправлялись по реке. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», побывавший на месте разгрузки, 23 км по Нижнекамску гигантский трал с погруженной установкой будет идти двое суток.
ИЗ ИНДИИ ДО НИЖНЕКАМСКА
Сегодня в грузовом порту села Большое Афанасово под Нижнекамском должна начаться уникальная по своей сложности выгрузка на берег гигантского 40-метрового реактора гидрокрекинга, который станет составной частью комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефти, строящегося на нижнекамском заводе «ТАИФ-НК». Точное название двух изделий, доставленных из Санкт-Петербурга на специальной барже: газофазовый генератор и горячий сепаратор высокого давления. Вес первого реактора составляет 1377,9 т, вес второго — более 400 тонн. Как утверждают специалисты, речным транспортом настолько тяжелые негабаритные грузы еще не перевозились, во всяком случае, в новейшей истории России (известно о перевозке груза в 1,3 тыс. тонн). Факт его перевозки в случае успешной доставки и выгрузки на строительную площадку завода «ТАИФ-НК» занесут в Книгу рекордов Гиннесса. Заявку подала компания «Спецтяжавтотранс», отвечающая за доставку груза, инженерный проект включает все этапы: разгрузку реактора с океанского кранового судна, закрепление его на специально реконструированной барже, прохождение водного маршрута, разгрузку и доставку на строительную площадку заказчика. В лондонской штаб-квартире издания книги, как рассказали газете «БИЗНЕС Online» представители компании-перевозчика, уже зарегистрирована заявка компании.
Как удалось выяснить нашему корреспонденту, побывавшему вчера на месте швартовки баржи, доставившей груз к грузовому причалу близ села Большое Афанасово, реактор изготовлен в Индии компанией Larsen&Toubro Limited и был перевезен сначала морским путем в Санкт-Петербург, а оттуда, проплыв за 9 суток более 2 тыс. км по Неве, Ладожскому и Онежскому озерам, пройдя через верхнюю и нижнюю Волгу, Куйбышевское водохранилище и Каму, добрался до Нижнекамска.
По пути следования судно проходило мимо Череповца, Ярославля, Нижнего Новгорода, Чебоксар и Казани. По требованию Книги рекордов Гиннесса, местоположение судна должно быть известно в любое время дня и ночи, поэтому оно было оборудовано специальным GPS-передатчиком, информация с которого транслировалась на специально созданном сайте.
В ГК «ТАИФ» комментировать транспортировку не стали — пресс-секретарь ГК «ТАИФ» Дмитрий Неманов пояснил газете «БИЗНЕС Online», что реактор является неотъемлемой частью строящегося в Нижнекамске завода. Информация о стоимости доставки гидрокрекинга является коммерческой тайной.
Напомним, ТАИФ-НК начал строительство комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков мощностью свыше 3 млн. тонн в год в 2012 году. Стоимость проекта составляет $1,8 миллиарда. Соотношение собственных средств ТАИФ-НК и заемных средств на строительство комплекса составит 20% на 80% соответственно. Комплекс планируется сдать в эксплуатацию в первом квартале 2016 года. Срок окупаемости проекта — три года после ввода комплекса в эксплуатацию. Генеральным подрядчиком строительства комплекса глубокой переработки тяжелых нефтяных остатков определено ПСО «Казань», входящее в группу компаний «ТАИФ». Ранее генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов называл строительство комплекса «стратегическим проектом». «Мы рассчитываем к 2016 году получить лучший по эффективности НПЗ в мире. Выход светлых нефтепродуктов составит до 95 процентов», — заявлял Шигабутдинов. Новая установка позволит перерабатывать в светлые нефтепродукты все тяжелые остатки от переработки нефти на ТАИФ-НК. В настоящее время выход топочного мазута на ТАИФ-НК составляет около 28 - 29% — свыше 2 млн. тонн в год. После введения в эксплуатацию новой установки НПЗ «ТАИФ-НК» сможет перерабатывать 7,3 млн. т татарстанской нефти и выдавать 7,1 млн. т высококачественных нефтепродуктов.
23 КМ ЗА ДВОЕ СУТОК
По словам Сергея Савинова — руководителя проекта по Нижнекамску компании «Спецтяжавтотранс», которая и отвечает за доставку груза, в соответствии с контрактом с ТАИФ-НК, они взяли на себя обязанность провести работы по модернизации док-камеры, в который будет заходить баржа для выгрузки реактора, и участка автодороги, по которой груз будет доставлен на завод в Нижнекамск на специальном трале.
«Созданием условий для успешной транспортировки из Санкт-Петербурга до завода уникального груза компании мы занимались на протяжении пяти месяцев, — рассказал он «БИЗНЕС Online». — Был реконструирован сам причал, причальная стенка которого была частично разрушена, он был восстановлен и усилен. Заново сделали разгрузочную площадку, дренаж, который должен способствовать хорошему водоизмещению для таких больших грузов. А кроме этого ремонту подвергся 23-километровый участок дороги, соединяющий причал с заводом. В частности, было произведено усиление и расширение дороги на поворотах. Потребовалось и усиление подземных коммуникаций — трубы и кабеля и другие коммуникации, которые проходили под дорогой, перекладывались в специальные металические гильзы, чтобы не быть разрушенными из-за сверхбольшой массы перевозимого. Кроме этого, на этом пути потребовалось переустройство нескольких линий электропередачи и эстакад» — рассказал об объеме подготовительных работ руководитель проекта.
Называть сумму контракта с ТАИФом Савинов отказался, сославшись на коммерческую тайну. Ранее — в 2006 - 2012 годах — компания уже занималась доставкой крупногабаритного тяжеловесного оборудования для ОАО «ТАНЕКО». В 2008-м перевозила реакторы весом до 350 т для ОАО «Нижнекамскнефтехим». В 2006 - 2010 годы «Спецтяжавтотранс» занимался доставкой металлоконструкции и вагонов для казанского метрополитена. Кроме того, компания занималась перевозкой знаменитого космического аппарат «Буран» для РКК «Энергия», транспортировала турбины, генераторы для Бурейской, Колымской, Красноярской ГЭС и других, рабочие колеса гидротурбин для Саяно-Шушенской ГЭС...
По словам старшего помощника капитана судна ОТА 862 Юрия Иванцова, погода позволила провести уникальную доставку груза без особых сложностей. «Погода благоприятствовала. Лишь 5 сентября пришлось простоять 12 часов из-за плотного тумана» — рассказал старпом.
Известно, что всего компания, которая выиграла тендер ТАИФа, должна доставить в Нижнекамск в общей сложности 15 сверхтяжелых изделий. Часть из них уже в пути.
«Перевалка груза на наши суда прошла в морском порту Санкт-Петербурга. Первая из них с рекордным грузом пришла к Нижнекамску и встала сегодня ночью на рейд, а сегодня должна после таможенной очистки груза зайти в док-станцию. Думаю, завтра мы будем организовывать ее швартовку в док-камере и затем выкатку груза на берег» — рассказал представитель компании-перевозчика.
Савинов подчеркнул, что разгрузка будет осуществляться именно выкаткой, так называемым методом Ро-Ро. Уровень воды в док-камере будут поднимать ботапортом (ворота с установленными внутри насосами, которые будут закачивать в камеру воду, когда баржа зайдет в нее, а ботапорт за ней закроется — прим. авт.).
Когда баржа встанет «в отметку», то есть вровень с причалом, на баржу заедет специальный трал и встанет под колонну. Разгрузка колонны с баржи, по словам Савинова, — это самый ответственный момент транспортировки. Согласно проекту, выкатка колонны на берег может занять до 36 часов.
Предполагается, что движение по дороге специального модульного трала, у которого, к слову 192 колеса, будет осуществляться в ночное время, хотя специалисты компании говорят, что если Госавтоинспекция выдаст разрешение на передвижение в дневное время, перевозить колонну будут и днем.
Полностью перекрывать движение на участке дороги от причала до завода перевозчики не планируют, но на поворотах дороги движение будут останавливать, пока трал с грузом не пройдет, пояснил Савинов.
Планируется, что 23-километровый участок дороги трал должен пройти за двое суток. После прибытия и разгрузки груза на площадке ТАИФ-НК этот факт будет зафиксирован представителем Книги рекордов Гиннесса. Предполагается, что произойдет это 16 сентября.
Эксперты считают, что при транспортировке таких грузов важна точная координация всей команды. Сергей Кобранов — ответственный секретарь журнала «Речной транспорт XXI век»: «В нашей стране водный транспорт развивался, когда непосредственно осваивались нефтяные и газовые месторождения в Сибири, — рассказал «БИЗНЕС Online» Кобранов. — Некоторые объекты для строительства инфраструктуры можно было доставить только по воде. Сколько всего там было построено — никакая Книга рекордов Гиннесса с этим не сравнится! Главное в перевозке любого негабаритного тяжеловесного груза — высокий профессионализм плавсостава и хорошее взаимодействие с коллегами на берегу. Должна быть потрясающая координация. Доставка такого груза к месту назначения — это очень ответственная операция. Погрузка, перевозка, разгрузка — сколько всего может произойти! Единственное и естественное требование к судну в этом случае: чтобы оно было технически исправным. Кроме того, российский речной регистр должен присвоить ему определенный класс по грузоподъемности».