Россельхозбанк сдал неплательщиков. Коллекторы начали сбор долгов на селе.


 
 
 4059

Россельхозбанку (РСХБ), до сих пор работавшему с должниками-физлицами самостоятельно, наконец-то удалось найти профессиональных партнеров. Банк заключил соглашения с четырьмя коллекторами, которые в течение года будут работать с его розничной просрочкой на сумму более 15 млрд руб. Возможность привлечения агентов к сбору долгов РСХБ рассматривал и ранее, но коллекторов отпугивала специфика банка, ориентированного на село, а также условия, на которых он был готов с ними работать. В этот раз РСХБ пришлось учесть пожелания рынка.

О том, что РСХБ передал коллекторам в работу по агентской схеме первых должников, рассказали "Ъ" участники рынка. "Банк провел тендер в конце августа, но непосредственная передача портфелей в работу состоялась лишь сейчас",— говорит один из собеседников "Ъ". Как следует из тендерной документации, размещенной банком на официальном портале госзакупок, всего банк предложил коллекторам пять лотов просроченных кредитов физлиц, на сумму 3,9 млрд руб. каждый. Впрочем, желающие нашлись лишь на четыре из пяти лотов. Ими стали Национальная служба взыскания, "Секвойя кредит консолидейшен", Федеральное агентство по сбору платежей и "Морган". Им в работу банк в течение года передаст 15,6 млрд руб. просроченных розничных долгов. Как следует из конкурсной документации, подавляющая часть этих долгов с просрочкой от 360 до 730 дней, но есть и просрочка от одного дня.

Цены, предложенные каждым из агентств-победителей, не раскрываются. Однако изначально банк установил размер максимально возможного вознаграждения в диапазоне от 9,1% по самой молодой просрочке (до одного месяца) до 30,3% (при просрочке свыше двух лет) от суммы взысканного долга. По словам участников рынка, это выше рыночного уровня. "Если судить по другим госбанкам, то они, как правило, готовы платить по молодым долгам существенно меньше — 5-6%",— говорит гендиректор коллекторского агентства "Центр ЮСБ" Александр Федоров.

Объем розничных кредитов РСХБ по состоянию на 1 сентября составлял 253 млрд руб. Банк не раскрывает объем проблемных долгов в рамках международной отчетности. Согласно данным РСБУ (в рамках которых к просрочке относится не вся сумма долга, а лишь его просроченная часть), просрочка составляет 2,9%. При этом за текущий год объем просроченных кредитов физлиц у РСХБ увеличился на 58%, до 7,37 млрд руб.

В отличие от других госбанков (Сбербанка и ВТБ 24), которые уже несколько лет прибегают к услугам коллекторов при сборе долгов, РСХБ до сих пор обходился силами собственных сотрудников. В прошлом году он пытался привлечь к сотрудничеству коллекторов, но тендер был признан несостоявшимся, поскольку по каждому лоту поступило лишь по одной заявке от коллекторов. Тогда коллекторов не воодушевили малый объем долгов, предложенный в работу в рамках пилота (три лота по 200 млн руб.), скромное вознаграждение (7% при просрочке до двух месяцев) и специфика заемщиков банка, ориентированного на село (см. "Ъ" от 26 апреля 2013 года).

Впрочем, несмотря на то, что в этот раз предложение РСХБ учитывает пожелания рынка (как минимум по объему и по цене), ажиотажного спроса на работу с ним не возникло и сейчас. Всего по 5 лотам поступило 11 заявок. "У заемщиков РСХБ все-таки есть определенная специфика, большой региональный разброс, многие заемщики — сельские жители, финансовая грамотность которых ниже, чем в городах; залоги, даже если они есть в виде урожая или, например, скота, сложнее реализовать, чем, например, машины и квартиры,— говорит Александр Федоров.— Кроме того, возможны определенные сложности со связью и просто даже агрессивный отказ от погашения задолженности, сельские жители нередко встают горой друг за друга и могут дать физический отпор взыскателю долгов".

Впрочем, такую позицию разделяют не все коллекторы. В частности, по словам гендиректора "Секвойя кредит консолидейшен" Елены Докучаевой, в прошлом году агентство подавало заявку на участие в тендере РСХБ и успело немного познакомиться с его должниками. "Во-первых, далеко не все заемщики РСХБ — сельские жители, во-вторых, мы по своему опыту видим, что они довольно охотно идут на контакт, так что каких-то особых сложностей мы не ожидаем",— говорит она.

Ксения Дементьева, Елена Ковалева

Создание сайтов

Войти