Китай либерализовал биржевые торги золотом, допустив на них иностранные инвестиционные банки. Фактически это означает новый шаг в ослаблении финансового госрегулирования, в том числе в области конвертируемости юаня. Неожиданную поддержку этому тренду оказали российские компании и банки, ограниченные в валютных расчетах из-за санкций и проявляющие интерес к китайской валюте.
Вчера Шанхайская золотая биржа (Shanghai Gold Exchange) допустила к торгам на спот-рынке золота зарубежных участников биржи. В их число вошли и такие крупные инвестиционные банки, как Goldman Sachs, UBS и HSBC. Об этом в четверг сообщило агентство Bloomberg. До сих пор доступ на золотой рынок Китая имели только немногие резиденты КНР. Впрочем, последствия такого решение гораздо шире, чем просто возможность торговать драгоценным металлом. Оно должно стать очередным шагом по ослаблению контроля над кросс-граничным движением капитала. "Тот факт, что при торговле золотом будут использоваться и офшорные, и внутренние юани, говорит о том, что правительство активно занимается открытием своей экономики и последующим выводом юаня на международную арену и, по сути, тестирует новые варианты курсообразования",— отмечает главный аналитик Промсвязьбанка Екатерина Крылова.
Такие шаги Китая по либерализации финансовой политики актуальны и для России, которая из-за ухудшения отношений с Западом начала разворачиваться в сторону восточного соседа. Тем более что КНР является крупнейшим торговым партнером РФ, товарооборот с которой в 2013 году составил $89 млрд. Как считает заместитель министра финансов Алексей Моисеев, половина этого оборота могла быть переведена на рубли и юани, "если бы Китай снял ограничения по валютным операциям для российских контрагентов". Переход на расчеты в рублях и юанях позволит снизить возможные риски неблагоприятного воздействия в будущем со стороны США на операции российских экономических субъектов в американской валюте, отмечает директор центра макроэкономического прогнозирования и инвестиционной стратегии Бинбанка Михаил Гонопольский. Такая необходимость стала актуальной, поскольку высока вероятность, что в рамках текущей политической конфронтации с Россией США могут применить экономические рычаги. Опасаясь возможного ужесточения санкций в отношении России, крупные российские компании для защиты от рисков невозможности операций с долларами США уже конвертировали часть средств в другие валюты. Так "МегаФон" и ГМК "Норильский никель" выбрали для этого гонконгский доллар (см. "Ъ" от 1 августа). В Объединенной судостроительной корпорации "для рыночного сотрудничества" рассматривают вариант китайского юаня.
Рост интереса российских компаний к китайской валюте отразился и на биржевом рынке. Если летом объем торгов на Московской бирже редко превышал 100 млн юаней в день, то в сентябре он в среднем составлял около 300 млн юаней, причем с начала текущей недели превысил 400 млн юаней. "Рост объясняется, в частности, повышенным клиентским спросом на юань из-за расширения использования национальных валют в расчетах между российскими и китайскими контрагентами, в том числе и в связи с изменением внешних условий",— отмечает управляющий директор по денежному рынку Московской биржи Игорь Марич. По данным биржи, в 2012 году сделки с юанем заключали около 70 банков, в 2013 году — уже 95 участников. В текущем году сделки совершают 120 банков и брокерских компаний. "В настоящее время кроме дочерних организаций крупнейших китайских банков в торгах китайским юанем наиболее активное участие принимают крупнейшие российские банки и брокерские компании, региональные банки, а также российские "дочки" зарубежных банков",— поясняет господин Марич.
Вместе с тем участники рынка сомневаются, что в ближайшее время юаню удастся в полной степени заменить доллар. "Политически страны близки как никогда, однако бизнесу еще только предстоит по-настоящему нарастить ликвидность в этих операциях вследствие новых соглашений и контрактов,— отмечает главный специалист казначейства банка "Возрождение" Михаил Берулава.— Безусловно, рост объемов торговли юанем на Московской бирже — это приятное событие, однако о каком-либо серьезном сравнении с долларовыми оборотами говорить будет сложно еще долгое время". Проблему зависимости от доллара если и можно решить, то явно не за один-два года, отмечают участники рынка. "Пока еще подобные инициативы не способны кардинально изменить зависимость российской экономики от долларовых расчетов",— резюмировал господин Гонопольский.
Виталий Гайдаев, Иван Кузнецов