Рынок ОСАГО в Татарстане - основные игроки


/

Сборы по обязательному автострахованию в республике за первое полугодие выросли на 42%, превысив 3 млрд. рублей. Удивительно, но после апрельского космического повышения тарифов страховым компаниям ОСАГО в РТ стало только хуже. В целом по России баланс выплат и сборов выправился в пользу страховщиков, но в республике давление выплат только выросло. Как следствие, многие игроки до сих пор занимают выжидательную позицию, а другие — например, «Дар» и «Бин Страхование» — и вовсе уходят из убыточного Татарстана.

Выплаты по ОСАГО обогнали сборы

Первое полугодие для страховщиков ОСАГО выдалось бурным: на это время пришлись и повышение тарифов, и показательная порка Центробанком зарвавшихся, по его мнению, компаний. На днях регулятор подвел финансовые итоги шести месяцев, и вот что выяснилось. Во-первых, сборы по «автогражданке» в Татарстане по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 41,9% до 3,08 млрд. рублей.

Для сравнения: по России в целом сборы ОСАГО увеличились только на 28,3% до 93,9 млрд. рублей. Казалось бы, можно порадоваться за татарстанские филиалы компаний, вот если бы не одно важное «но».

Выплаты по обязательному автострахованию в республике за это же время увеличились на 53,7% до 2,09 млрд. рублей. Заметим, что в целом по РФ выплаты компаний водителям, угодившим в аварию, подросли на 36,6% до 55,26 млрд. рублей.

Таким образом, если по России после апрельского повышения тарифов соотношение выплат и сборов улучшилось на 1 п. п. до 59%, то в Татарстане ситуация для страховщиков стала только хуже. Этот баланс изменился в пользу выплат на 5 п. п. до 68%, и можно констатировать, что республика полностью «оправдала» опасения компаний и в очередной раз подтвердила статус высокорискованного и убыточного региона.

Эксперты традиционно называют ряд причин: низкая культура вождения, большое число весьма предприимчивых автоюристов и часто обновляемый и относительно дорогой автопарк. Ведь, согласно данным агентства «Автостат», средний возраст автомобиля в Татарстане составляет 8,9 года, в то время как средний возраст «железного коня» по России — 12,4 года.

Возникла и новая проблема: повышенный спрос на поддельные полисы. По оценке президента союза страховщиков Татарстана Рустэма Сабирова, фиктивными являются около 10% (!) полисов ОСАГО у автовладельцев. При этом ГИБДД за полгода удалось поймать с поличным всего пять владельцев таких своеобразных «документов». Для сравнения: за отсутствие страховки и езду без полиса за 7 месяцев под раздачу в республике попали более 16 тыс. водителей.

Есть и еще более удивительные факты. Как заявила «БИЗНЕС Online» генеральный директор СК «Итиль Армеец» Елена Тодорова, граждане умудряются получать через суд возмещение по поддельным страховым полисам. «Ни один гражданин, попытавшись расплатиться фальшивой купюрой в магазине, не пойдет в суд доказывать свою правоту, ведь в нашей стране имеется соответствующее законодательство и уголовная ответственность за данное правонарушение. Однако идти в суд с поддельным полисом готовы многие. Проблема требует решения, в том числе и на законодательном уровне, что повысит ответственность за использование поддельных бланков всеми участниками страхового рынка», — говорит она.

Как сообщил в начале сентября российский союз автостраховщиков, на данный момент на руках у водителей находятся около 1 млн. «липовых» документов (всего в стране, по данным РСА, оформляется 42 млн. полисов ОСАГО). Президент союза Игорь Юргенс уже заявил по этому поводу, что борьба с незаконными продажами полисов ОСАГО и диагностических карт станет одним из приоритетов на ближайшую перспективу.

Проблема в том, считает директор филиала компании «Росгосстрах» в РТ Альберт Ишбулатов, что правоохранительные органы не занимаются поиском граждан, распространяющих поддельные документы (полис ОСАГО является бланком строгой отчетности, и его подделка преследуется по закону), а службы безопасности страховых компаний не имеют для этого ни ресурсов, ни необходимых полномочий. «Единственное, что мы можем посоветовать добросовестным гражданам, — приобретать полис ОСАГО непосредственно в страховой компании либо у агента, который обязан иметь доверенность от страховой компании. Отличить поддельный полис от настоящего вы сами не сможете (зачастую это трудно сделать даже специалистам), но вы должны понимать, что настоящий полис не может стоить дешевле, чем вам назвали в офисе страховой компании. Проверить полис по номеру можно на сайте российского союза автостраховщиков», — говорит он.

В то же время крупнейший игрок на рынке призывает не преувеличивать масштаб проблемы. «Рост числа поддельных полисов, конечно, заметен, однако на сборах страховщиков это практически не отражается, общая доля поддельных полисов на рынке находится в пределах погрешности. Страдают от роста числа подделок прежде всего автовладельцы, ведь по поддельному полису страховая компания платить не будет, то есть потерпевшему придется либо взыскивать ущерб с виновника через суд, либо восстанавливать автомобиль за свой счет», — заявил Ишбулатов.

Страховой полис ОСАГО платежем красен

Теперь рассмотрим обратную сторону медали. Как мы уже отметили выше, в целом выплаты росли в Татарстане быстрее сборов, что привело лишь к ухудшению баланса у страховщиков.

Самые большие выплаты в первом полугодии 2015 года ожидаемо пришлись на РГС (620 млн. рублей, рост в 2,2 раза) и НАСКО (276,4 млн. рублей), увеличившей объем компенсаций на 50%.

Третье место по выплатам за челнинской «Аско» с показателем 241,7 млн. рублей, что на 45,5% превышает показатель первого полугодия 2014 года.

У активно собирающего премии «Итиль-Армейца» компенсаций водителям набралось пока только на 201,1 млн. рублей, но это в 2,5 раза больше, чем в январе-июне прошлого года. Раскошелиться пришлось и компании «Талисман», где выплаты выросли в 1,6 раза до 116,6 млн. рублей.

Высокими темпами росли компенсации у СОГАЗа (2,2 раза) и «БСК Резонанс» (5,5 раз), но их суммы в денежном выражении не дотянули до включения страховщиков в первую десятку.

Войти