Законопроект о возвращении штрафа за превышение скорости на 10 км/ч прошел общественное обсуждение. Поправки к Кодексу об административных правонарушениях разработало МВД, ссылаясь на статистику: после того как отменили штраф за незначительное превышение, выросла фактическая скорость в городах и увечилось число аварий. Теперь водителям заново придется привыкать к новому скоростному режиму, считают эксперты, что может вызвать негативную реакцию среди населения.
На сайте regulation.gov.ru закончилось общественное обсуждение законопроекта, который вносит поправки в ч. 2 ст. 12.9 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Действующий кодекс предусматривает штраф 500 руб. за превышение скорости на величину от 20 до 40 км/ч, МВД предложило расширить диапазон: от 10 до 40 км/ч. Законопроект сейчас проходит антикоррупционную экспертизу и находится, таким образом, в завершающей стадии подготовки. Не исключено, что он будет внесен правительством в Госдуму, принят и вступит в силу уже в 2015 году.
Штраф за превышение скорости более чем на 10 км/ч действовал до 1 сентября 2013 года, но затем был отменен. В МВД проанализировали данные и пришли к выводу, что отмена штрафа негативно отразилась на безопасности дорожного движения. Как пояснял в интервью замначальника ГИБДД РФ Владимир Кузин, водители восприняли поправки как увеличение разрешенного порога скорости (хотя ПДД остались прежними), в итоге граждане психологически перестроились ездить на 20 км/ч быстрее значений, установленных на знаках. Это привело к росту числа нарушителей, которые превышают скорость на 20–40 км/ч (на 63% за девять месяцев 2014 года). Кроме того, как сказано в пояснительной записке к законопроекту, на 70% выросло и количество ДТП, связанных с превышением скорости, а фактическая скорость потока автомобилей в городах выросла с 60 до 80 км/ч.
Наибольший интерес эти поправки представляют для Москвы. Городские власти уже пытались снизить разрешенную скорость в зоне Бульварного кольца, но против этого выступили москвичи во время соцопроса. Поручение разработать скоростные поправки к КоАП дал первый вице-премьер Игорь Шувалов, он же ранее давал поручения разработать и другие законопроекты, в которых нуждаются столичные власти. В целом попытки ограничить скорость движения в городах предпринимались властями несколько раз. Один из законопроектов в середине 2000-х готовил экс-глава ГАИ России, сенатор Владимир Федоров, но документ так и не был принят. Общая идея этих законопроектов такова: обеспечить скоростной режим на городских улицах не выше 60 км/ч, поскольку сбитый на более высокой скорости пешеход с высокой вероятностью погибнет.
Большинство экспертов скептически относятся к идее вернуть штраф за 10 км/ч, поскольку водители за год уже привыкли ездить с определенным превышением. В частности, на городских проспектах большинство автомобилистов едут со скоростью 100 км/ч, на магистралях — 130 км/ч, на платных дорогах «Автодора» — 150 км/ч. Теперь скорость нужно будет снизить до 90 км/ч, 120 км/ч и 140 км/ч, соответственно. Лидер движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что новые правила вызовут волну возмущения среди граждан.