Стоимость обучения в автошколах за 5 месяцев выросла на 50%


Сегодня в ГИБДД по РТ рассказали, что 117 автошкол Татарстана прошли проверку и возобновили обучение курсантов. Но это лишь половина автошкол, подавших заявку для получения разрешения на работу по «новым правилам». Длительный простой с августа прошлого года коснулся всех российских автошкол. Реформы образования водителей, запущенной в 2011 году, не выдержали 16% автошкол РТ.

РЕФОРМА ОТСЕЯЛА 16% АВТОШКОЛ

Госавтоинспекция к концу января разморозила работу 117 автошкол Татарстана, в том числе 49 учебных учреждений в Казани. Все они получили положительные заключения ГИБДД о соответствии новым требованиям и теперь продолжают работу, приостановленную в августе прошлого года в связи с реализацией реформы образования водителей. Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал пресс-секретарь ГИБДД по РТ Дмитрий Пекунов. Всего заявки на получение заключений подали 224 автошколы республики. Между тем до нововведений в Татарстане насчитывалось 268 автошкол, в том числе 104 в Казани. Получается, что из-за новых требований с рынка ушли 16% автошкол.


Напомним, с 11 августа 2014 года автошколы потеряли право набирать учеников из-за вступившего в силу приказа минобрнауки РФ «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Это главный документ, регламентирующий реформу обучения водителей, запущенную еще в 2011 году. Ее целью является значительное снижение аварийности среди начинающих автомобилистов.По словам Пекунова, срок действия заключения ГИБДД совпадает со сроками действия договоров аренды помещения и площадки, которые используются автошколой для обучения студентов. Как только сроки аренды истекли, руководство автошколы обязано снова обратиться в Госавтоинспекцию для продления действия заключения. Если договоры аренды не изменились, в ГИБДД продлят действие документа. Но если автошкола, к примеру, сменила место прописки, то ведомственной комиссии придется повторно проверять учебно-материальную базу автошколы. «Мы рекомендуем подавать заявку за месяц до окончания договора аренды», — сказал Пекунов.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ?

Согласно приказу минобрнауки, в автошколах теперь запрещена сдача экзаменов экстерном, жестче стали требования к сдающим теорию и экзаменаторам, зато для кандидатов в водители появилась возможность сдать практическую часть экзамена на машине с автоматической коробкой передач (однако водить автомобиль в таком случае можно будет только на «автомате»). Также увеличилось количество академических часов: со 106 до 138 часов на теорию и с 50 до 58 часов на практику (категория B). В рамках реформы вводятся 7 новых категорий прав, в частности, М (скутеры и мопеды) и B1 (квадроциклы и трициклы).

 Основной проблемой в рамках реализации реформы в Казани, как и во многих других городах России, стали учебные площадки, площадь которых по новым нормативам должна составлять не менее 0,24 гектара. Проверить, прошла ли проверку ГИБДД конкретная автошкола и есть ли у нее положительное заключение, можно на сайте организации. Сайт, согласно новым требованиям, должен быть у каждой автошколы.

В ПОЛТОРА РАЗА ДОРОЖЕ

Выдавать разрешения на работу ГИБДД по РТ начала в ноябре. Первой автошколой, которая получила заключение о соответствии новым стандартам, стала «АвтоТехКазань». В организации корреспонденту «БИЗНЕС Online» сообщили, что стоимость обучения на сегодняшний день составляет 35 тыс. рублей, курсы длятся 4 месяца.

В целом по республике средняя стоимость обучения в автошколах повысилась на 45 - 50%. Если до августа 2014 года она составляла 22 тыс. рублей, то сейчас выросла до 32 - 35 тыс. рублей. По словам председателя федерации автошкол РТ Артура Абдульзянова, повышение стоимости обучения обусловлено серьезными вложениями в материально-техническую базу автошкол, аренду площадок. «Автошколам пришлось приобретать манекены, полностью пересматривать и приобретать новые мультимедийные программы и методические материалы, покупать компьютеры, программы, проекторы для оснащения учебных классов», — сказал Абдульзянов, добавив, что на цене сказался учет высокой инфляции. Некоторым предпринимателям, по его словам, даже пришлось взять кредиты, чтобы привести автошколу в соответствие новым требованиям.

 

Дальнейшего повышения стоимости обучения в автошколах, по мнению Абдульзянова, в ближайшее время не произойдет. В связи с повышением цен Абдульзянов прогнозирует 20-процентное сокращение клиентского потока.

Введенные требования не приведут к серьезным улучшениям, полагает региональный представитель федерации автомобилистов России в РТ Рамиль Хайруллин. Да, поменяли автодромы, прибавили часы, но уровень учебных материалов остался прежним.

«Нужно переписать все с нуля, во-первых, больше времени нужно уделять практическому вождению. Пусть ученики автошкол сначала катаются на автодроме, затем их нужно выпускать в город, причем вождение должно проходить в условиях, максимально приближенных к реальным: темное время суток, дождь, пробки. Выпускники автошкол, получив права, столкнувшись с этим, теряются. Не знают, как быть. А столкнувшись с этим во время обучения, когда рядом с ними находится инструктор, они уже будут понимать, как вести себя в потоке».

В свое время, по словам Хайруллина, он предлагал ввести перед сдачей экзамена психологическое тестирование. Чтобы специалист давал заключение, может ли этот человек вообще выезжать на дорогу, адекватно ли он реагирует на различные экстремальные ситуации. «После аварий, например, нужно обязать водителей повторно проходить это тестирование. Даже если в других странах такой практики нет, что нам мешает внедрить это первыми?» — считает он.

Ильдар Нигматуллин, Любовь Порываева

Войти