Россия и Китай создадут собственную систему международных расчетов. Россия и Китай будут совместно разрабатывать аналог системы международных расчетов SWIFT. Идея связана с угрозами отключить Россию от этой системы в рамках санкций из-за событий в Украине. Замену несложно осуществить технически, говорят участники рынка. Проблема в том, чтобы убедить банкиров ей пользоваться.
Россия совместно с Китаем может приступить к разработке собственного аналога системы SWIFT, которая используется для межбанковских переводов. Об этом сообщил в среду первый вице-премьер Игорь Шувалов.
По словам Шувалова, идея уже поддержана, но пути для ее реализации пока не проработаны. «Если в отношении платежной системы (взаимодействие китайской UnionPay и российской НСПК) понятно, что нужно делать и как двигаться, то система взаиморасчетов по аналогии со SWIFT — это идея, которая сегодня нам всем понравилась, мы ее выдвинули, все готовы к ней позитивно отнестись. Сейчас начнем ее прорабатывать», — рассказал первый вице-премьер.
Идея создания собственного аналога SWIFT появилась после того, как страны ЕС пригрозили отключить Россию от возможностей этой системы. SWIFT существует как некоммерческая организация, кооператив, зарегистрированный на территории одной из стран Евросоюза — Бельгии. Выбор Китая в качестве партнера эксперты объясняют опытом этой страны в организации собственной платежной инфраструктуры, однако сомневаются в целесообразности переноса этого опыта на Россию.
«Китай – это страна, которая делает все свое – и платежную систему, и внутренние расчеты, но я не представляю, что мы можем сделать совместно с ними, удастся ли создать альтернативу SWIFT», — говорит участник рынка платежных систем.
По мнению банкиров, в этом вопросе невозможного нет, но обезопасить российский рынок от отключения SWIFT в ближайшие два года точно не удастся: именно столько времени, по мнению банкиров, потребуется для создания дубликата системы.
«Это вопрос затрат, времени и того, кто будет альтернативной системой пользоваться. Построить можно: технология SWIFT не является уникальной. Я думаю, это даже дешевле, чем потребуется на платежную систему, — примерно $50 млн», — говорит председатель совета директоров МДМ-банка Олег Вьюгин (на создание НПС выделено 500 млн руб.).
«Думаю, что процесс создания будет и дорогим, и долгим. Я не знаю, что вообще для этого нужно сделать: SWIFT очень удобна», — сомневается председатель правления Нордеа-банка Игорь Буланцев.
По словам участников рынка, SWIFT обладает всеми степенями защиты, в системе есть шифрование, и, как правило, она работает без сбоев. Поэтому основная проблема в построении аналога та же, что и с созданием национальной платежной системы, – заинтересовать банкиров в ее использовании.
«Если SWIFT может отказаться работать на российском рынке, возникает необходимость построения собственной системы. Вопрос – кто туда пойдет? Российские банки наверняка. Европейские и американские – вряд ли. Получится, что эта система, кроме расчетов в рублях и юанях, во всем остальном будет неэффективна», — рассуждает Игорь Буланцев.
«Проблема не в создании технологического центра. Вопрос в том, чтобы банки начали пользоваться. Сейчас система SWIFT работает хорошо: в ней участвуют крупнейшие банки мира. Зачем им подключаться – вкладываться, ставить терминалы, – непонятно. По большому счету, это вопрос заинтересованности банков», — соглашается Олег Вьюгин.
Однако у ЦБ уже есть некоторый опыт построения подобных систем. В частности, на российском рынке уже работает платежная система межбанковских расчетов ЦБ, а несколько лет назад регулятор завершил работу над онлайн-системой платежей. Впрочем источники «Газеты.Ru», близкие к реализации онлайн-проекта, не называя конкретных цифр, говорят о том, что его стоимость оказалась «более чем существенной».