ТАИФ обзаводится интернет-СМИ во главе с Ильшатом Аминовым


Группа «ТАИФ» продолжает усиленно накачивать свою медиаимперию. Как стало известно «БИЗНЕС Online», скоро ее пополнит интернет-портал под рабочим названием «Реальное время». Новый проект возглавят гендиректор телеканала «ТНВ» Ильшат Аминов и экс-главред «Делового квартала» Анна Саушина. Опрошенные нами эксперты считают, что желание создать собственный рупор вполне естественно для крупного бизнеса, но это чревато политическими рисками.

ГАЗЕТЫ, ЗАВОДЫ И ПАРОХОДЫ

В июле 2014 года в списке аффилированных лиц ОАО «ТАИФ» произошли изменения. В семействе крупнейшей российской непубличной компании прибавление — ее «внучкой» стало новое ООО под названием «Реальное время». Оно располагается по тому же адресу, где находится телекомпания «ТНВ»: улица Шамиля Усманова, 9. Указан даже кабинет — 313.

Согласно справке «Контур-Фокуса», ООО «Реальное время» организовано 14 июля 2014 года, специализируется на «деятельности информационных агентств», «рекламной деятельности», «издании газет». Уставной капитал в 10 тыс. рублей распределен между ОАО «Телерадиокомпания «Новый Век» (у нее контрольный пакет — 51%), директором ТНВ Ильшатом Аминовым (25%), его первым замом Ильшатом Сафиуллиным (12%) и директором компании Анной Саушиной (12%). Добавим, что само ОАО «ТРК «Новый век» на 51,58% контролируется ТАИФом.

Директором новой компании стала Саушина — бывший главный редактор и директор казанского журнала «Деловой квартал», распространяющегося бесплатно тиражом в 4 тыс. экземпляров раз в две недели. Некоторое время она работала на ТК «Эфир», а теперь перешла в «Реальное время».

Ни Аминов, ни Саушина не стали комментировать «БИЗНЕС Online» создание новой компании. Руководитель пресс-центра ОАО «ТАИФ» Дмитрий Неманов заявил, что ООО «Реальное время» является дочерней компанией и проектом ТК «Новый Век». «Прошу за всеми подробностями обращаться в службы по связям с общественностью телерадиокомпании», — написал он в ответе нашему изданию.

Согласно нашим источникам, новая компания является учредителем делового интернет-портала с одноименным рабочим названием «Реальное время». Наши собеседники утверждают, что ТАИФ берется обеспечить серьезное финансирование — достаточное, чтобы создать СМИ федерального уровня. Прорабатывается и развитие такого направления, как проведение деловых мероприятий — форумов, конференций и т.п. Курирует проект, по данным источников, лично Альберт Шигабутдинов — гендиректор ОАО «ТАИФ».

«НАЦИОНАЛЬ»: ВЫНЕСЛИ МЕБЕЛЬ ЗА ДОЛГИ ПЕРЕД ПЕРСОНАЛОМ

Это далеко не первый подобный замах ТАИФа, однако пока ни один его медиапроект нельзя назвать в полной мере успешным ни с точки зрения коммерции, ни с точки зрения влияния на информационное поле.

Показательна в этом смысле попытка создать медиахолдинг федерального уровня, предпринятая ТАИФом накануне 1000-летия Казани. Возглавить проект тогда пригласили столичного журналиста Рустама Арифжанова, который ранее был шеф-редактором информационно-издательского холдинга «Совершенно секретно» и главным редактором газеты «Версия». Первым продуктом стал 100-страничный культурологическо-этнографический журнал «Националь». Запуская журнал, Арифжанов рассказывал СМИ, что в планах издание еженедельной газеты «Нация», создание в течение четырех лет сетевого «Восточного радио» в FM-диапазонах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Нижнего Новгорода, Самары и других крупных городов России. Обсуждался и вопрос о покупке известного толстого литературного журнала «Дружба народов». Также предполагалось создание телекомпании «ТВ-Националь» и канала «Восточное телевидение».

Но в итоге ТАИФ, по-видимому, включил задний ход. Как писало агентство «Стрингер», весной 2005 года судебные приставы вынесли оргтехнику и мебель из редакции «Националя» за долги перед персоналом.

 ТНВ: ГОСЗАКАЗ ДЕРЖИТ НА ПЛАВУ

Крупнейший медийный актив ТАИФа — это, конечно, телеканал «ТНВ», который начал вещание в 2002 году, а в 2012 году был дополнен спутниковым каналом «ТНВ-Планета». Есть у группы и татароязычное радио «Булгар FM».

Понятно, что роль ТНВ в развитии культуры и языка татарского народа цифрами не измеришь. Но по «смотрибельности» канал всегда был аутсайдером, по крайней мере, в столице Татарстана. Согласно данным, предоставленным компанией TNS Russia, по аудитории 4+ в Казани доля ТНВ в 2011 году составила 1,8% от всех телезрителей, в 2012 — 2,5%, а в 2013 — всего 1,6%. Тенденция очевидна.

Что касается коммерческой стороны, то главный финансовый поток ТНВ по-прежнему состоит из поступлений по линии республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа»: в 2013 году государство перечислило холдингу 298,4 млн. рублей (69% от всех поступлений). При этом если радио дотируется только на 31%, то «ТНВ-Татарстан» — на 71%, а «ТНВ-Планета» — на все 92%.

Добавим, что не вся сумма является госзаказом. Помимо этого есть еще и безвозмездные субсидии от государства, которых компания в 2013 году получила в размере 97,33 млн. рублей.

Но что самое любопытное, это мизерные размеры поддержки ТРК «Новый век» со стороны главного акционера — ТАИФа. За весь 2013 год холдинг сделал ТНВ заказов на 2,6 млн. рублей, включая проведение корпоративов для компаний группы. Помимо этого в 2012 году ТАИФ через вексельную схему выдал ТНВ займ в размере 22 млн. рублей.

Напрашивается вывод, что ТАИФ, которому принадлежит 51,58% акций ТНВ (остальное находится в собственности минземимущества РТ), вкладывать в его развитие не спешит и, по сути, является этаким номинальным держателем активов, целиком зависящим от госзаказа.

Было у ТНВ и коммерческое «Love-радио», которое запустили в 2005 году, но с ним у команды ТАИФа и Аминова не сложилось. В начале 2012 года станцию продают медиахолдингу «Эфир» Андрея Григорьева.

СВЕТСКИЕ ЗАБАВЫ

На этом фоне у медиаимперии ТАИФа отросло второе, независимое от Аминова, крыло во главе с сыном гендиректора компании Альберта Шигабутдинова — Русланом Шигабутдиновым(ООО «Фонд прямых инвестиций»).

Его первым проектом стал спортивный телеканал ITV, общие инвестиции в который за все время существования (более 4 лет) составили порядка $2 миллионов. Об успехе предприятия можно судить по тому факту, что недавно телеканал было решено переформатировать в другой формат: сначала в развлекательный, а затем в деловой.

В сетевые партнеры владельцы телеканала взяли WBC (World Businnes Channel), который круглосуточно вещает в формате HD в кабельных сетях на 50-миллионную аудиторию России и Прибалтики. Теперь Tatarstan Business Channel вещает в 18 городах республики. В программах можно увидеть беседы с местными предпринимателями, а в числе ключевых ведущих телеканала — Айдара Булатова (председатель совета директоров ООО «Управляющая компания BulatovGroup»), Марата Сафиуллина (экс-министр экономики РТ и проректор КФУ), Юрия Алаева (советник ректора — руководитель общественно-информационного центра КФУ).

Перепозиционирование и запуск делового вещания совпали с переговорами с медиахолдингом «Эксперт» об участии ФПИ в выпуске журнала «Эксперт-Татарстан». Предыдущий региональный проект «Эксперта» в Поволжье «Эксперт-Волга», напомним, закрылся в 2010 году со скандалом: коллектив журнала, базировавшегося в Самаре, даже написал нашумевшее в соцсетях открытое письмо Дмитрию Медведеву. В середине апреля на встрече с президентом РТ Рустамом Миннихановым главный редактор «Эксперта» Валерий Фадеев предложил предпринять вторую попытку — уже в Татарстане. Минниханов благосклонно откликнулся на предложение и, по всей видимости, поручил профинансировать этот медийный проект структурам, близким к ТАИФу.

Как говорят, наши источники, уже тогда ФПИ обсуждал с «Экспертом» идею запуска, в том числе, и делового интернет-портала. По какой причине сетевой компонент «ядерной триады» решено было создавать на базе ТНВ, неизвестно.

При этом любопытно, что ФПИ контролирует музыкальный телеканал «Майдан», транслирующий татарскую эстраду, ниша которого отчасти пересекается с ТНВ.

Среди других медиаактивов ФПИ можно отметить глянцевый журнал «Светский». Он также, кстати, недавно обновил концепцию. Как рассказывала газета «БИЗНЕС Online», пару месяцев назад партнер Руслана Шигабутдинова Руслан Халилов объявил о поэтапном переводе журнала на тираж в 100 тыс. экземпляров (в свежем номере, заметим, указана цифра в 50 тысяч). Подобных «ковровых бомбометаний» казанский рынок «глянца» еще не знал.

ДЛЯ ЧЕГО ТАИФ ГОТОВИТ РУПОР?

Известно, что уже несколько лет группа «ТАИФ» держит подчеркнутый обет молчания, отказываясь от каких-либо комментариев СМИ практически по любым темам и ограничиваясь традиционной ежегодной пресс-конференцией по итогам годового собрания акционеров. На такой режим группа перешла после того, как в СМИ начала выплескиваться информация о трениях между бизнес-группой и руководством республики (например, по случаю несогласованной продажи компании ТВТ). На этом фоне создание делового медиахолдинга, позиция которого неизбежно будет восприниматься как месседж от учредителя, выглядит как некий переход Рубикона.

До сих пор единственным игроком, способным вкладывать в собственные СМИ неограниченные суммы, было государство, ежегодно вкачивающее сотни миллионов в гос-СМИ через «Татмедиа». Накачку «ТАИФ-медиа» (назовем это так) можно было не рассматривать всерьез, пока речь шла о всевозможных глянцевых и культурно-развлекательных проектах, мол, у богатых свои причуды. Но заход в деловую нишу — это однозначная заявка на политическое влияние. Учитывая близость ТАИФа к первому президенту РТ Минтимеру Шаймиеву, совсем неочевидно, что все это делается с санкции и подачи нынешнего Кремля. Конечно, Альберта Кашафовича трудно даже представить в роли Березовского или Гусинского. Тем не менее факт прихода на информационный рынок Татарстана олигархического капитала налицо.

Арслан Минвалеев, Рустам Ахметгареев, Эльвира Вильданова

Войти