В дни валютной паники прошлого года, когда вкладчики снимали крупные суммы, а межбанк умер, роль «кредитора последней руки» для «АК БАРС» Банка выполнили крупные предприятия Татарстана. Об этом свидетельствуют опубликованные накануне решения совета директоров банка. Причем — редчайший случай! — в синклите из 11 человек у одобрения сделок нашелся один противник.
БОЛЬШЕ ПОЛОВИНЫ ПОВЕСТКИ ЗАСЕКРЕЧЕНО
Накануне «АК БАРС» Банк опубликовал отчет «Об отдельных решениях, принятых советом директоров (наблюдательным советом) эмитента». Первое, что привлекает внимание в отчете. Всего на повестке дня было 62 пункта, большая часть которых посвящена одобрению сделок с заинтересованностью и привлечению крупных депозитов от юридических лиц.
Тем не менее раскрыты весьма интересные сделки по привлечению средств от предприятий Татарстана. В основном деньги давал «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ, входит в состав холдинга «ТАИФ», гендиректором которого является Альберт Шигабутдинов).Любопытная деталь: 38 пунктов по сделкам с заинтересованностью руководство госбанка решило не раскрывать. Видимо, есть, что скрывать от общественности. Второй интересный момент: при голосовании по 34 пунктам повестки нашелся голос «против», то есть традиционного «армейского» единогласия в совете из 11 человек нет.
18 декабря, то есть через два дня после «черного вторника», когда ЦБ резко повысил ключевую ставку, НКНХ положил на вклад в «АК БАРСе» 2 млрд. рублей под 28% годовых на срок в одни сутки. На следующий день, в пятницу, был заключен новый договор вклада на сумму в 1 млрд. рублей по той же ставке со сроком до понедельника. Дальше — пошло-поехало. По сути, это было кредитование «овернайт» — договоры по вкладам перезаключались буквально каждый рабочий день. Суммы колебались от 418 млн. рублей до 2 млрд. рублей, а ставки — от 18,5 до 28% годовых.
По куда более божеским ставкам «АК БАРСу» помогало в эти дни и ОАО «Таттелеком». В самую горячую неделю с 16 по 22 декабря банк привлек у компании 400 млн. рублей под 13,5% годовых. С 22 по 24 декабря сумма увеличилась до 540 млн. рублей, а ставка — до 25,5%. 600 млн. с 25 по 29 декабря были размещены уже под 20,5%. Наконец, в последний раз банк перехватил у «Таттелекома» 520 млн. рублей с 12 по 14 января — уже по ставке ниже, чем у ЦБ — 15,5% годовых.
Серию сделок «БИЗНЕС Online» прокомментировал Рафаэль Миргаязов, начальник отдела связей с общественностью управления рекламы и связей с общественностью ОАО «АК БАРС» Банк:
«Привлечение от «Нижнекамскнефтехима» по ставке 28 процентов годовых обусловлено сложившимися на дату совершения ставками привлечения на финансовом рынке. Депозиты привлекались на срок 1 день, в связи с чем данные сделки оказали несущественное влияние на стоимость привлечения. Данные сделки не были направлены на срочное урегулирование каких-либо разрывов ликвидности и являются стандартными сделками поддержания текущего уровня ликвидности», — заявил он.
Более дешевое привлечение ОАО «Таттелеком», по его словам, связано с тем, что сделки совершались в другие дни и, соответственно, по другим рыночным ставкам привлечения. Отметим, что это не совсем так. К примеру, с 25 на 26 декабря «АК БАРС» занял у НКНХ 1 млрд. под 23% годовых, а с 25 по 29 декабря у «Таттелекома» — под 20,5% годовых. При этом надо учитывать, что на межбанковском рынке обычно чем срок привлечения больше, тем ставка выше.
КЭША У ТАИФА ХВАТАЕТ
Напомним, что время совершения всех этих сделок пришлось на очень сложный для банков РФ период. После экстренного повышения ключевой ставки ЦБ РФ на 6,5 п.п. до 17% годовых возник дефицит рублевой ликвидности. И ставки на межбанковском рынке взлетели до заоблачных 30 - 31% годовых. И даже по таким ставкам деньги давали не всем и не всегда. Таким образом, «перехватить» на время миллиард-другой в такой период стало не только не дешевой, но и, пожалуй, трудновыполнимой задачей.
При этом у НКНХ, напротив, с ликвидностью проблем быть не должно. Во-первых, чистая прибыль по итогам 9 месяцев 2014 года хоть и просела на 21%, но составила внушительные 5,1 млрд. рублей. Стремительно подешевевший рубль должен обеспечить НКНХ, который экспортирует около 50% своей продукции, существенные преимущества по итогам четвертого квартала.
Во-вторых, к 2014 году НКНХ, видимо, предвкушая кризис, явно лучше подготовился в плане долговой нагрузки. Если 30 сентября 2008 года завод был должен по кредитам 18,7 млрд. рублей, то на 30 сентября 2014 года — только 6,2 млрд. рублей, то есть в три раза меньше.
В целом ситуация выглядит довольно необычно: как правило, в кризис именно предприятия ждут спасения от банков. В данном случае получилось наоборот. И тут логично спросить, что объединяет «АК БАРС», «Нижнекамскнефтехим» и «Таттелеком»? В первую очередь — общий акционер в лице государственного «Связьинвестнефтехима» (СИНХ) под руководством Валерия Сорокина, который по совместительству занимает пост председателя совета директоров «АК БАРС» Банка. Причем, если в НКНХ у СИНХа лишь блокирующий пакет, то в «Таттелекоме» он основной акционер. Этим, возможно, и объясняется разница в условиях привлечения средств. И, как знать, может вся эта история и стала последней каплей, побудившей «ТАИФ» поставить вопрос о выкупе госпакета. СИНХу нужны деньги, а «ТАИФу», как косвенно подтверждают наши источники в холдинге, нужна свобода в принятии решений.
Виктор Османов